Отличия скандинавского стиля интерьера

На рубеже XIX–XX веков в Финляндии царствует «югенд». В это время спроектировано и построено немало зданий в бельгийско-немецком духе. Однако согласно веяниям того времени – с обязательным акцентированием исконной традиции зодчества. Постройки в духе сложившегося «национального романтизма» были призваны формировать комфортную среду обитания.

Для них характерно использование грубых, шершавых фактур, сочетание естественных и искусственных материалов. Мощная кладка и грубо отесанные блоки были призваны вызывать ассоциации с неприступными скалами, воскрешать в памяти кельтские предания о «злых камнях».

Финны, как и их географические собратья, всегда имели привычку делать многие предметы для своего жилища своими руками – благо длинные холодные вечера и ночи освобождали для этого занятия уйму времени. Отсюда сохранившиеся и плодотворно использовавшиеся впоследствии секреты ремесла и любовь к предметам ручной работы.

Диктатура формы и функции

Рождение скандинавского дизайна проходило под лозунгами – эстетическими установками, соблюдающимися по сей день: «Больше красивых вещей для каждого дня!», «Форма должна идти рука об руку с функцией, тогда она будет сама по себе красива» и «Стиль, в котором живут, а не стиль, на который только смотрят!» Само понятие появилось в специализированной литературе в 50-х годах XX века, после прошедших в США и Канаде архитектурных выставок, однако оформление этого стиля происходило в 30-х гг. во время безраздельного властвования модерна. Характерные признаки стали очевидными для посетителей международной выставки в Стокгольме.

Итак, что же отличало его от прочих стилей?

1. Строгость, лаконичность и легкость, произрастающие из стремления следовать функциональному предназначению;
2. Использование природных материалов – камня, а также дерева и кожи, которые в соединении с обработанным металлом приобретают изящность и изысканность. При этом дерево либо сохраняется в первозданном виде, либо обрабатывается так, чтобы сохранить его естественность и натуральность;
3. Пристрастие к неяркой цветовой палитре – приглушенной теплой терракоте, цвету прибрежного песка или холодного голубовато-серого Северного моря, а также белизне снега;
4. Стекло, стекло и еще раз стекло! Ледяное прозрачное и молочное матовое, преломляющее и рассеивающее солнечные лучи. Редкие и слабые лучики солнца должны использоваться по максимуму;
5. Логично вытекающее из предыдущего особое отношение со светом. Легкие льняные или хлопковые шторы, часто с клетчатым или в мелкий цветочек рисунком, никогда не мешают проникновению света в помещение…
6. Оформление светильников – отдельная «визитная карточка» скандинавского дизайна. Дом всегда должен быть наполнен светом: большие настольные лампы с тканевыми абажурами, торшеры, потолочные светильники разных форм и размеров, точечные, укрепленные на струне или металлическом каркасе – их много в доме, и они могут быть выполнены в самых разных стилях.

Вот как охарактеризовал быт нового поколения скандинавов знаменитейший швейцарско-французский архитектор Ле Корбюзье: «Дом имеет жилой вид только тогда, когда внутрь него проникают потоки солнца и воздуха, а пол и стены безупречно чисты». Скандинавский модерн стал олицетворением элегантности и красоты повседневной жизни.